купи себе немного свободы!

Об эпизоде спора с Вейтлингом

В эпизоде, когда Вейтлинг (И. Ледогоров в этой роли очень убедителен) говорит воодушевленно: «Я не думаю, что нам нужны какие-то новые экономические теории. Тех, что есть, я полагаю, вполне достаточно», — кажется, можно согласиться с ним, да так, видимо, и воспринимают выступление Вейтлинга многие присутствующие на совещании, жаждущие скорейших революционных действий.

И поэтому так неожиданно и вместе с тем так ясно и неопровержимо звучит возражение Маркса:

— Это нечестно, Вейтлинг!

Вейтлинг не сдается. Защищая рабочих, которых якобы оскорбил Маркс, он вопрошает:

— Что можете предложить им вы и ваши друзья? Цитаты из ваших книг? Ваши кабинетные анализы и доктрины, сочиненные вами вдали от страдающего мира и от бедствий живых людей?!

Маркс ударяет кулаком по столу так, что звенит и шатается лампа на столе.

Блестящий эпизод!

И документальный — в нем полное слияние исторической и художественной правды.

Одной из самых сильных сторон фильма следует назвать диалоги. Построенные на строгой документальной основе (на письмах, воспоминаниях, сочинениях), они чрезвычайно полно выражают и существо характеров, и суть идей. В результате получился фильм живой, бурлящей, клокочущей мысли. Причем речь персонажей столь органична им, что даже представить трудно, как бы они могли заговорить по-другому. Нет пустот, нет провалов, нет бессодержательных реплик. В небольшой сцене Женни Маркс и Агнес Руге их разговор, внешне банальный и бытовой, уже содержит в зародыше будущий конфликт и разрыв этих двух пар — Марксов и Руге.

Сейчас, когда фильм сделан и мы его посмотрели, не верится, что он мог быть построен по-другому, настолько органично, естественно слились в нем две линии — Маркса молодого, находящегося в процессе становления, и Маркса 70-х годов, умудренного жизнью, опытом, битвами с идейными противниками.

Сам по себе прием, когда герой фильма на склоне дней вспоминает прожитые годы, не нов для кинематографа. Но, как правило, образ пожилого человека в фильмах, где этот прием использован, не столь уж обязателен, не несет ни большой идейной, ни художественной нагрузки, у него лишь чисто служебные функции связки.

В фильме Л. Кулиджанова Карл Маркс 70-х годов не просто комментатор, не просто связующее звено между эпизодами. Это образ замечательного человека, которого мы знаем по портретам с детских лет, и вот он ожил на экране — и мы его узнали! У нас нет сомнений, что это он, Маркс, порой со свойственной ему иронией, улыбаясь глазами, вспоминает дни своей молодости, друзей, близких, порой серьезно и страстно, порой задумчиво говорит о тех идеях, которые рождались в результате напряженной мыслительной работы его и Фридриха Энгельса. Поиграть в игровых автоматах казино Вулкан Вегас можно на нашем портале.

Поделись с друзьями!

Получить новые материалы на почту
Другие тексты
  • 2-Test_250na250
  • Turbo_300na300
  • Подпишитесь на дайджест записей из блога

    Видео на YouTube

    Свободик

    ЖАЛОСТЬ И БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ

    На Бали, недалеко от Убуда, есть небольшая деревня Петулу. Каждая ветка каждого дерева на центральной улице Петулу занята гнездами небольших цапель. Цапли не простые – с золотистыми хохолками, которые смешно топорщатся, когда самцы ухаживают за самочками или устраивают свои мужские разборки. Это единственная такая колония в округе, и мы часто специально делали крюк через Петулу по дороге в Убуд. Иногда чтобы пофотографировать, иногда – чтобы просто полюбоваться красивыми, элегантными и реально редкими птицами.

    © 2010-2014, SVOBODA.PRO. Все права защищены.