ПОСЛЕДНЯЯ АТАКА ОБЩЕГО | Сергей Всехсвятский
купи себе немного свободы!

ПОСЛЕДНЯЯ АТАКА ОБЩЕГО

К хорошему быстро привыкаешь и отвыкать не хочется. Я застал время, когда для того, чтобы почитать книги по восточной философии и культуре, нужно было ехать в библиотеку иностранной литературы. Дао Дэ Цзин я переписал от руки, потому что купить ее было сложно, а ксероксы были недоступны. Моя мама застала время, когда ее чуть не отчислили из киевского университета за то, что она надела шелковые чулки.

В те, относительно недавние, годы жизнь личности в очень большой степени определялась тем, что можно назвать надличностными структурами – государством, обществом, коллективом, семьей. Общее диктовало частному, личному практически все: как одеваться, как себя вести, как и когда заводить семью, что говорить, а что не говорить, что читать, что смотреть, чуть ли не как думать.

Затем – рывком, буквально за несколько лет – личность отыграла у общего огромные территории выбора, и вдруг оказалось, что можно самому решать в какие страны ездить, какие книги читать, как заниматься сексом, что говорить, и многое многое другое.

Но постепенно общее перегруппировалось, зализало полученные раны, подтянуло ресурсы и … пошло в атаку! Вдруг (не вдруг, конечно, но для многих все-таки вдруг) оказалось, что для большинства проживающих на территории России сложности, радости и горести личного выбора ни разу не нужны, а уют внеличностного существования, растворение в общем – милее и предпочтительнее.

Искус общего, искус отказа от личной ответственности в пользу решений «большинства» оказался непреодолим для девяти из десяти. Еще в семидесятые годы Александр Галич пророчески пел в своей гениальной «Балладе о черте»: «и ты поймешь, что нет над тобой суда, нет проклятия прожитых лет, когда вместе со всеми ты скажешь «да», и вместе со всеми – «нет»!»

Атака общего, наступление государства на личное, а религии на светское, не есть российская уникальная особенность. Некоторое время назад она была быстрой и успешной в Иране, сейчас происходит в Турции и других исламских странах, консерваторы и разного рода фундаменталисты отвоевывают позиции в Европе и США. Так что процесс этот достаточно универсальный.

Важно понять особенности этой атаки, чтобы она действительно стала последней! Для этого предлагаю рассмотреть фундаментальную природу отношений общего и личного, их развитие в далеком и в недавнем прошлом, и сделать некоторые предположения по поводу возможного развития в будущем.

Как и в большинстве случаев эволюции отношений двух полярностей, закон единства и борьбы противоположностей в динамике тезис-антитезис-синтез нам в помощь!

Тезис. Объедки со стола общего или Высшие силы для лояльных

До совсем недавнего (в историческом масштабе) времени права общего имели более высокий приоритет, чем права личности. Государство и род, деревня и церковь, все они искренне считали, что лучше личности знают, как ей жить и за что умирать, на ком жениться и как одеваться. Если личность пыталась возмутиться и отобрать часть прав и ресурсов, ее судьба была весьма плачевна. Родительские проклятья и церковные отлучения, изгнания и казни, казни, казни – общее особо не церемонилось с отступниками.

Отстатки (и довольно существенные) этих отношений мы можем наблюдать и сегодня.

Пару лет назад я работал в одном проекте с образованным, интеллигентным молодым корейцем. В один не столь уж прекрасный день я обнаружил, что тот улетел домой жениться – нет, не на своей любимой девушке, — а на той, кого выбрали его родители и которую он увидел впервые на самой свадьбе.

Статью я эту пишу на Бали, где семья и банджар (деревеня) имеют такую внутреннюю власть над входящими в них личностями, что понятие личной ответственности у балийцев практически не сформировано. Их «да» значит достаточно мало, «нет» они говорить вообще не умеют, личную критику воспринимают как крушение реальности. Один из наших знакомых, занимающийся строительством вилл на острове, в красках рассказывал, что балийский прораб может разве что переделать косяк балийского рабочего, но не указать ему на этот косяк. Поэтому в строительстве чаще всего используются бригады с мусульманской Явы.

Ну и феномен последних лет российской жизни — практически добровольного и повсеместного отказа от личной точки зрения в пользу общей – государственной, церковной, коллективной или еще какой — показывает нам, что процесс «вылупления» личного из общего произошел, мягко говоря, не полностью и не для всех.

Как же могло общее так сильно приманивать, заманивать и контролировать неокрепшие, незрелые личности? Каждое общее претендовало и продолжает претендовать на эксклюзивное владение некой сакральной сущностью, без которой жизнь личности считается абсолютно невозможной (поэтому древние греки предпочитали смерть изгнанию), и доступ к которой дается только лояльным особям – тем, кто готов поступиться своими правами ради того, чтобы оставаться частью общего.

Государство претендовало на доступ к «Родине», церковь – на доступ к «Духовности», род – на доступ к «Чести» и «Мудрости». Эти имена условны и иногда взаимозаменяемы, но суть всегда оставалась прежней, — общее давало личности доступ к «Высшим силам» в обмен на подчинение своим правилам.

Почему я ставлю слова «Высшие силы» в кавычки? Подробно об этом можно послушать здесь https://vimeo.com/63552293, а вкратце это выглядит так. Тысячелетиями люди воспринимали «Высшие силы» без всяких кавычек, в язычестве – как Богов, в христианстве – как святых покровителей. В последнее время личное подросло, вышло из долгого детского периода в бурный подростковый, многие личности дотянулись вообще уже до начала зрелости, — и стало понятно, что «Высшие силы» на самом деле являются Вечными силами (уже без всяких кавычек) – архетипами коллективного бессознательного и Ценностями личного.

Изменилось (точнее изменяется) взаимное расположение Вечных сил и личного – человек уже не «раб Божий», не «слуга», то есть Вечные силы уже не сверху (и потому перестали быть «Высшими»). Они рядом – внутри и вокруг – каждую секунду давая нам опору, питая нас энергией, смыслом и творчеством. Это, конечно, если личное сформировало Ценности в результате личностного роста и работы над собой.

В этот момент отпадает нужда в посредниках между личным и вечным, и общее достаточно быстро оказывается не у дел.

Наступает Реформация.

Антитезис. Посылаем общее в жопу или разгул демократии

В процессе работы над этой статьей я в очередной раз почувствовал значимость Реформации в эволюционных процессах. С каждым годом я отношусь все с большим и большим уважением к людям, отобравшим у общего ключи от Вечных сил, и показавшим личному прямой путь без посредников.

Сегодня я увидел достаточно явные параллели между деятельностью Будды и деятельностью Лютера и Кальвина. И тот, и другие были очевидными реформаторами. Будда отобрал у брахманизма монополию на «духовность», показав простой, ясный путь достижения освобождения для каждого конкретного человека. Лютер и Кальвин сделали практически то же самое с католической церковью, перенеся ответственность за личное спасение с церкви (агента общего) на личные усилия того самого каждого конкретного человека.

Конечно, за Реформацией всегда следовала Контрреформация, общее не сдавалось без боя! Через несколько сотен лет после смерти Будды возник «буддизм» как религия общего, а не как технология личного освобождения. В этом случае общее действовало как бы изнутри. К счастью, личные технологии Будды смогли в этой контратаке сохраниться (для желающих www.dhamma.org) . Католическая церковь атаковала Реформацию впрямую и в лоб, сжигая несогласных на кострах, устраивая Варфоломеевскую ночь, но, тем не менее, Реформация выжила, оформилась как набор внутренних социальных технологий.

Дальнейшее хорошо известно! Конечно, можно считать случайностью тот факт, что большинство стран с наивысшим уровнем жизни (по этому списку, например, десять из десяти http://www.vestifinance.ru/articles/28267) принадлежат полностью или почти полностью к зоне влияния реформаторства и протестантизма. Случайностью можно считать и то, что две мировые войны вспыхнули на стыке католической и православной культуры. А можно и не считать! :) По крайней мере, я лично искренне верю в то, что если бы православие в свое время прошло через Реформацию, судьба России была бы не столь трагичной и абсурдной.

Но! Маятник антитезиса неумолимо двигался в сторону противоположной крайности. От «человек как раб Божий» через сомнения «тварь ли я дрожащая или право имею?» к различным вариациям на тему «Человек – это звучит гордо!» и «Мы не можем ждать милостей от природы! Взять их у нее – наша задача!» — на этом пути личное в ликующем подростковом угаре, в безжалостном упоении победами, в сладком своеволии самостоятельного существования, продолжало отвоевывать у общего все новые и новые территории.

Аристократы? — На эшафот! Государство? — Позовите кухарку! Церковь? — Опиум для народа! Семья? — Пережиток!

Кому равные права? Крестьянам – пожалуйста! Профсоюзам – пожалуйста! Неграм – пожалуйста! Женщинам – пожалуйста! Детям – пожалуйста! Животным – сию минуту!

Но прошло буквально мгновенье по исторической шкале времени и мы с удивлением и ужасом обнаружили, что знаменитое «Либертэ, Эгалитэ, Фратернитэ» — Свобода, Равенство, Братство французской революции переродилось в нечто совсем не похожее на изначальные идеалы. Антитезис дошел в своем развитии до крайней точки и начал постепенно перерождаться в свою противоположность.

И в этот момент общее пошло в свою последнюю атаку!

Направления этой атаки были выбраны безупречно, строго следуя самым уязвимым местам перезревшего антитезиса, чрезмерного перераспределения ресурсов в сторону личного:

Ценностная слабость. Сейчас легко увидеть следующее: от старых форматов отношений с Вечными силами – мораль, религия, семья, школа – общество уже отошло, а к новым, основанным на глубоких и прочных личных ценностях, — еще не пришло. Выбор между удовольствием и ценностями, выгодой и ценностями совсем не всегда делается в пользу последних, и сейчас в Европе мы видим это все отчетливее! В этой ситуации старые форматы, слуги общего, усиливают свою пропаганду – «все вы там погрязли в пороках и разврате, только традиционные церковные и семейные ценности могут спасти мир».

Паралич власти. При всех своих прелестях, демократия – достаточно уязвимый способ организации общества, и в ситуации незрелых личных ценностей легко перерождается или в диктатуру, прикрытую ширмой демократических выборов, или в анархию, порождающую чехарду правительств, не имеющих реальной власти, или начинает стагнировать от невозможности мобилизовать ресурсы и принять решения. Для меня ключевым симптомом европейского паралича стала неспособность президента Франции Николя Саркози выслать из страны триста цыган нелегалов. Что уж тут говорить о более серьезных реформах и масштабных решениях, для которых нужен значительно больший капитал политической воли? В этой ситуации старая добрая «сильная рука» становится все более заманчивым решением, и люди начинают голосовать за фашистов всех цветов и мастей. Просто для того, чтобы что-то сдвинулось и начало меняться! Подробный разбор эволюции демократического правления, его крайностей и недостатков можно прочитать вот здесь http://www.echo.msk.ru/blog/novaya_gazeta/1370692-echo/

Назойливость меньшинств. Отстаивание прав индейцев, негров, женщин, детей и животных – дело конечно благое, но сука гегелевский маятник никогда не останавливается посередине, синтез наступает только после того, как мы всей мордой макаемся в другую крайность. Громкая, назойливая, воинствующая поступь организованных меньшинств, суровые феминистки и отважные вегетарианцы, борцы за женщин священников и однополые браки, создают отличную мишень для страшилок общего. В прошлом году, в пока еще мирном Киеве, весь город был заклеен тремя плакатами, пытающимися возбудить у жителей Украины страх перед ЕС. Первый касался потери рабочих мест, второй – роста цен, а третий – угадали! – однополых браков. Типа страшнее гея зверя нет :)
Но, как говорится, «доброе слово и пистолет могут достичь значительно большего, чем просто доброе слово». Поэтому общее без малейших сомнений взялось не только за слово, выведя информационные войны на принципиально новый уровень за последние годы, но и за пистолет, — все эти иранские виселицы, китайские танки, исламская взрывчатка и российские гранатометы.

Синтез. Возвращение блудного сына или время ставить общее с головы на ноги

Взаимная ненависть между либерализмом и фундаментализмом, как воинствующими боевыми группировками личного и общего, достигли крайних пределов, компромисс кажется невозможным, боевые действия становятся все более кровавыми. Что же делать? Ожидать чего-то хорошее от общего я бы не стал, родители не меняются, зато подростки могут еще подрости и взяться за ум. Темная ночь над Ираном и Россией, мутные то ли сумерки, то ли рассвет Индии и Китая, вялотекущий закат Европы, — единственный шанс выйти из всего этого состоит, на мой взгляд, в быстрых и согласованных действиях заметного количества отдельных личностей.

Каким может быть алгоритм этих действий лично для вас?

Еще перед первым шагом важно осознать, что если в прошлом мы получали личные права и ресурсы по остаточному принципу с барского стола общего, то теперь все будет наоборот! Теперь ответственность за гармоничное устройство жизни вокруг нас лежит на нас самих. В рамках этой ответственности мы можем добровольно выделить структурам общего – семье, коллективу на работе, церкви или аналогичной структуре, стране — столько наших ресурсов, сколько сочтем правильным, столько, сколько будет заложено в раскладе наших Ценностей.
Начать с себя. Срочно каждому определиться со своими Ценностями, как фундаментом личного. Не идеалами, не принципами, не моралью и не религией – все это шелуха прошлого, а именно Ценностями! Подробности здесь https://vimeo.com/63552293 и здесь http://svoboda.pro/cennosti/
Продолжить с семьей. В современном мире вы не обязаны создавать семью, но и не обязаны жить одиночкой, в семью можно вложить ровно столько, сколько важно для вашего личностного пути! Подробности здесь http://www.svoboda.pro/svobodik-dnya/smisli-semi-biologicheskiy-sotsialniy-transformatsionniy
Затем черед коллектива – команды, артели, компании, корпорации. Дадите слишком много – станете винтиком, дадите слишком мало – вас уволят:) Здесь снова все упирается в Ценности, потому что только коллектив, построенный на общих Ценностях, — имеют шанс развиться и преуспеть! И не забрать что-то невосполнимое от нас, а дать вым что-то важное и ценное.
Затем решить вопрос с принадлежностью к тому или иному течению личностного роста и развития. В одиночку – так в одиночку! Основные задачи мы все равно в одиночку решаем. В группе – так в группе! С Наставником легче, главное не перепутать Кумира и Наставника :)
И наконец, — разобраться с принадлежностью к стране, культуре, народу, национальности. Да, это сложно в наше время, но возможно. Помните, что густопсовый патриотизм с национализмом и радикальный либерализм с космополитизмом – это крайности! Единство и борьбу противоположностей никто не отменял, и найти в себе баланс национальных корней и гражданина Мира – задача решаемая!
В любом случае главный посыл этого синтеза я вижу в том, что пока мы сами не выстроим свое общее, добровольно не наделим его необходимыми ресурсами, мы будем обречены на безнадежную схватку с самыми страшными, самыми безжалостными, самыми уродливыми формами прошлого общего. А когда выстроим – весь этот морок развеется как утренний туман после темной ночи!

Успеем ли?

Скорее всего, не успеем, конец света (как мы его сейчас знаем и видим) по моим прикидкам наступит быстрее, — детали здесь

Но так хочется попробовать!:)

Поделись с друзьями!

Получить новые материалы на почту
Другие тексты
  • 2-Test_250na250
  • Turbo_300na300
  • Видео на YouTube

    © 2010-2014, SVOBODA.PRO. Все права защищены.  Политика конфиденциальности