Апология Свободному Дыханию | Сергей Всехсвятский
купи себе немного свободы!

Апология Свободному Дыханию

Когда я начинал писать эту статью, мне хотелось озаглавить ее “Итоги и перспективы Свободного Дыхания». Но в процессе работы я обнаружил, что уже написанный материал не укладывается в такое название. Отсутствие нового названия было тормозом, мешающим мне продолжить работу. Осознав свое эмоциональное состояние, я понял, что в этой статье отразилось и мое невольное восхищение Свободным Дыханием, что внесло в нее оттенок восхваления, и желание прояснить и оправдать свою позицию, ответив на многие вопросы, возникающие во внутренних и внешних спорах. Когда я это заметил, на ум пришло замечательное слово “апология», имеющее значение восхваления и оправдания ( не в смысле защиты, а в смысле обоснования). С этого момента писать стало значительно легче. В «Апологии Свободному Дыханию» мне не нужно было столь подробно обосновывать свои утверждения, как в «Итогах и перспективах», и я смог позволить себе большую субъективность позиции. Тем не менее я попытался изложить наиболее важные идеи, ответить на часто задаваемые вопросы, и дать максимально точные формулировки.

Статья рассчитана прежде всего на людей, имеющих практический опыт работы со Свободным Дыханием. Но я надеюсь, что она будет принята и новичками.

В эту статью вложены плоды коллективного труда. Я хочу выразить свою глубокую признательность Марку Пригожину, инструкторам Свободного Дыхания, и особенно группе Сергея Стрекалова за результаты исследований, подтверждающие многие из высказанных здесь утверждений, и Александру Эверетту, впервые указавшему мне на связь смены интегративных технологий с Эпохами Земли.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Свободное дыхание есть пространство моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни.

Cуть Свободного Дыхания, как и всякая суть, невыразима словами. Поэтому в этой статье я предприму попытку описать Свободное Дыхание через его проявления.

Термин «Свободное Дыхание» был введен в 1989 году как нейтральное объединяющее название для различных методов работы со связным осознанным дыханием, таких как Rebirthing(ребефинг),Holotropic(голотропное дыхание),Vivation (вайвэйшн) и других. Но также как дерево несводимо к сумме своих ветвей, а есть единое растущее целое, так и Свободное Дыхание не есть механическая сумма методик, а представляет собой развивающийся организм, помещенный в питательную среду на стыке наук, медицинской практики и эзотерического знания, в котором отдельные части взаимопроникают и обогащают друг друга.

Модели Свободного Дыхания рассматривают любое нарушение равновесия в жизни человека на физическом, психоэмоциональном, социальном и других уровнях как следствие одной причины — потери целостности сознания, его фрагментации. При этом нарушение равновесия не понимается как нечто «плохое» или «неправильное», то, что необходимо устранить, а как ситуация плодотворная для развития человека. Дисбаланс же неосознанный и неиспользованный для развития становится источником конфликта и болезней в жизни человека. Какие бы техники ни использовались для нахождения новой точки равновесия и гармонии, необходимым условием устойчивости этого равновесия является обретение большей целостности сознания, его интеграции. Под интеграцией понимается примирение конфликтующих фрагментов сознания и их слияние в целостность более высокого порядка. Термин «сознание» здесь используется в расширительном смысле, включая в себя всю совокупность психических (осознанных и неосознанных) и физических процессов, а также то, что традиционно обозначается словами «душа», «дух».

Процессы Свободного Дыхания позволяют человеку осознать источник напряжения в собственном сознании, приведший к тому или иному нарушении равновесия в его жизни. Осознав конфликт, он получает доступ к различным фрагментам сознания, участвующим в конфликте, начинает понимать их мотивы и приоритеты. Постепенно фокус осознания сдвигается со следствия конфликта — какого то дисбаланса в жизни человека — на те психоэмоциональные и энергетические ресурсы, которые заложены во фрагментах сознания, участвующих в конфликте, и способах освоения этих ресурсов. Другие процессы и техники из пространства Свободного Дыхания позволяют человеку найти конструктивное применение осознанных ресурсов, это и приводит к разрешению конфликта и интеграции фрагментов сознания в единое целое.

Пространство Свободного Дыхания обладает уникальным сочетанием трех качеств внутренней работы человека: эффективности, безопасности и независимости, Несомненно, что существуют более эффективные техники, но, как мне кажется, они либо более опасны (как, например, употребление психоделиков), либо требует постоянного наставника, находящегося на высокой ступени духовного развития, становясь опасными при самостоятельном применении (как, например, раджа-йога или магия).

Процессы Свободного Дыхания быстро формируют у человека ряд эффективных навыков разрешения и недопущения внутренних конфликтов, применять которые он может совершенно независимо в любую секунду и в любой ситуации. Сформировавшись, эти навыки становятся автоматическими, освобождая осознание человека от необходимости неусыпно следить за процессом его развития, и давая ему возможность задержаться на более приятных вещах, например, наслаждаясь плодами этого развития или жизнью вообще.

ДЫХАНИЕ КАК КАНАЛ СВЯЗИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ СВОБОДНОГО ДЫХАНИЯ

Чтобы лучше понять роль дыхания как механизма, проявляющего конфликты в сознании человека на уровне его физического тела, рассмотрим изменения, происходящие с каждым из нас во время первого года нашей жизни. Это уникальное время — никогда больше мы не будем столь открытыми и любящими, никогда больше мы не будем столь быстро и глубоко меняться, никогда больше мы не будем учиться с такой радостью и естественностью, никогда больше наше тело не будет таким мягким и пластичным, с легкостью адаптируясь к внешней среде.

Мне представляется плодотворным исследовать взаимосвязь двух сдвигов, происходящих в человеке в течение первого года жизни: увеличение фрагментарности сознания и изменение структуры дыхания.

Первый сдвиг

Можно с уверенностью сказать, что человек приходит к моменту рождения, обладая очень высоким уровнем целостности сознания. Отчасти это происходит потому, что в материнской утробе младенец изолирован от психофизической интенсивности окружающего мира. С другой стороны, основное обучение младенца законам человеческого общества — отражающим всю степень разделенности и фрагментарности нашей жизни — еще не началось. С рождением все меняется. Сам по себе процесс рождения является концентрированной совокупностью сенсорных (звуковых, световых, гравитационных, температурных) и эмоциональных переживаний, по интенсивности далеко превосходящих все, что младенец когда-либо испытывал. Когда он, не имея собственного опыта, обращается к окружающим людям (и прежде всего к матери) с вопросом: “Что же мне делать со всеми этими переживаниями?»; он получает четкий и определенный ответ: «Подави их!», что он и делает. Естественно это взаимодействие происходит на невербальном уровне, но тем глубже его воздействие на наше сознание. Ответ, получаемый младенцем является столь определенным потому, что все наше общество построено на подавлении неприятного, на идее, что боль «плоха» и от нее нужно как можно скорее избавиться, а подавление — это очень быстрый и легкий способ «избавления» от боли. И только много лет спустя — а для многих людей никогда — выясняется, что цена, которую мы платим за это «избавление», слишком велика , и оно приносит в нашу жизнь еще большую боль, чем та, от которой мы хотели уйти. Эта цена — потеря целостности сознания. День за днем, блокируя и подавляя эмоции и ощущения, мы разбиваем наше сознание на множество конфликтующих между собой фрагментов. И основа этого процесса закладывается еще даже до того, как мы научаемся понимать происходящее, — в первые месяцы нашей жизни.

Второй сдвиг.

Если присмотреться к дыханию новорожденного ребенка, то можно заметить, как сильно оно отличается от дыхания взрослого человека.

Младенец дышит так, как дышат дикие звери: свободно и естественно,- упругим, сильным и плавным вдохом, абсолютно расслабленным выдохом и отсутствием пауз между вдохом и выдохом. Уже через несколько месяцев эта естественность нарушается. Младенец научается растягивать вдох, делать напряженные паузы, и самое главное, он перестает расслаблять мышцы на выдохе, тем самым выдох форсируя. И к концу первого года жизни дыхание ребенка становится таким же, как дыхание взрослого человека, — напряженным и прерывистым, возвращаясь к природной естественности только во время сна.

Как только мы подавляем какую-либо область сознания, созданный в результате подавления фрагмент начинает жить как бы собственной жизнью. Его мотивы и цели могут сильно отличаться от мотивов и целей, которые мы осознаем «своими». Для достижения этих целей подавленный фрагмент сознания применяет целый спектр приемов, самым распространенным из которых является создание дискомфортного эмоционального состояния (страха, раздражения, депрессии и тому подобных), и воздействие на физическое тело, в первую очередь — на дыхание. Рассмотрим этот процесс на конкретном примере. Предположим, что в возрасте шести месяцев ребенок падает со стола. Это больно. Физическая боль подкрепляется эмоциональной реакцией со стороны матери — страхом, чувством вины, тревоги, желанием как можно скорее избавить ребенка от боли — и в результате область сознания связанная с восприятием высоты оказывается подавленной, а высота начинает восприниматься как источник боли и опасности. Много лет спустя этот человек, посмотрев, например, с моста в реку, испытывает немотивированные на первый взгляд реакции: смутное чувство страха, напряжение в теле, и у него перехватывает дыхание. Осознать причину этих реакций практически невозможно, потому что то детское переживание подавлено и является недоступным для обычных механизмов памяти. И это просто подавленная иного лет назад область сознания начинает воздействовать на человека, напоминая ему, что высота является источником боли. Эта идея оказалась навсегда впечатана в сознание, а поскольку несущий ее фрагмент не может сообщить ее словами, он применяет такие способы воздействия как создание напряжения в теле и дыхании. Но мы этого не понимаем, связи между событиями не осознаем, — фрагментация остается. А поскольку мы сталкиваемся с очень многими дискомфортными ощущениями и эмоциями, то, не имея навыка конструктивного взаимодействия с ними, мы их подавляем, дробя тем самым свое сознание на сотни фрагментов Эти сотни изолированных фрагментов сознания оказывает непрерывное воздействие на наше дыхание, внося конфликты и напряжение в его структуру.

Таким образом мы можем проследить всю цепочку изменений, происходящих в нашем сознании и теле — от потери целостности сознания до возникновения болезней. Она такова:

  • Фрагментация сознания, его дробление на изолированные друг от друга области.
  • Изменение структуры дыхания, потеря его природной естественности.
  • Падение содержания углекислого газа в крови из-за напряженного форсирования выдоха.
  • Снижение эффективности работы иммунной системы.
  • Возникновение болезней.

Из этой цепочки видно, что современная медицина пытается лечить людей, осуществляя вмешательство там, где оно уже очень неэффективно, то есть в самом конце цепочки. Такое вмешательство имеет только временный эффект, потому что оставляя первые четыре звена нетронутыми, таблетки и операции могут только отсрочить появление нового последнего звена, новых болезней. Свободное Дыхание, напротив, влияет на первые два звена в цепочке, тем самым изменяя ее целиком. Используя естественные, природные паттерны дыхания в сочетании с техниками доступа к подавленным фрагментам сознания, Свободное Дыхание приводит к интеграции сознания, восстановлению его целостности.

Это позволяет объяснить неспецифичность физиологического воздействия Свободного Дыхания (изменение состояния вплоть до выздоровления было зафиксировано при самых разных болезнях), а также тот факт, что в ряде случаев улучшения не происходит. Свободное Дыхание влияет на основные физиологические механизмы, улучшая кислородный обмен и восстанавливая кислотно-щелочное равновесие. Это повышает эффективность иммунной системы, давая возможность организму самовосстанавливаться в условиях любой болезни. Но в то же время, в некоторых случаях болезнь заходит так далеко, что резервов самоисцеления оказывается недостаточно.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕНТАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СВОБОДНОГО ДЫХАНИЯ

Эмоциональное существование людей в наше время построено на одной, редко осознаваемой, но глубоко вошедшей во все аспекты жизни идее. Это идея о том, что существует плохие, вредные или негативные чувства и эмоции. Все мы знаем обычный список таких эмоций: страх, гнев, злоба, раздражение и так далее. Существуют многочисленные, иногда очень красивые способы обоснования того, почему именно, эти чувства «плохие». Все эти объяснения скрывают простой факт, что так называемые «плохие» чувства — это чувства некомфортные, неудобные для выражающего их человека, не говоря уже об окружающих людях. «Плохо» в них только то, что мы не умеем их воспринимать и выражать конструктивно. Человечество утеряло навыки взаимодействия с некомфортными эмоциями. И не только с ними, но и с любыми чувствами, превышающими «общественно допустимую» интенсивность, что подтверждает то недоверие и подозрение, с которым люди относятся к человеку слишком (с их точки зрения) счастливому и радостному. В отсутствие этих навыков простым выходом кажется запрет не только на выражение дискомфортных эмоций, но и на их восприятие и осознавание.

Естественно, что от такого запрета чувства не исчезают. Но попытка устранить «плохие» чувства приводит к их подавлению. Подавление чувств приводит к фрагментации сознания, что и запускает весь пагубный механизм, показанный в предыдущем разделе. Мы платим за этот запрет еще и тем, что подавленные чувства, время от времени прорываясь наружу, проявляются настолько деструктивно, что приводят к боли и страданиям вовлеченных в них людей.

Какова же альтернатива подавлению эмоций и как она реализуется в Свободном Дыхании?

Во-первых, необходимо принять то, что чувства делятся не на «хорошие» и «плохие» или «позитивные» и «негативные», а на те, которые мы уже умеем конструктивно воспринимать, выражать и осознавать, и на те, которые еще не умеем. То есть центр тяжести переносится с вопроса о качестве эмоции на вопрос о наличии или отсутствии у нас навыка взаимодействия с этой эмоцией. Во время процессов Свободного Дыхания человек получает возможность встретиться со своими дискомфортными чувствами в безопасных условиях и осознать степень своего неумения воспринимать и выражать эти чувства.

Во-вторых, необходимо сформировать навыки восприятия и проявления чувств. Эти навыки легко развивать после того, как человек сделал первый шаг и принял ответственность за степень своего умения выражать чувства. Подчеркну, что не за сами чувства, находящиеся вне сферы нашего контроля (как бы сильно нам не хотелось обратного), а за свое взаимодействие с чувствами. Возможность тренировать себя в этих навыках, находить конструктивные, безопасные для себя и окружающих способы выражения чувств также дает человеку Свободное Дыхание.

С изменениями в эмоциональной сфере тесно связаны изменения в сфере ментальной, которые в первую очередь выражаются в нашем умении оперировать контекстами. В самом широком смысле этого слова контекст — это конкретный способ отношения к реальности. Например, «дождь на улице» — это реальность, а «холодный дождь», «слякотно», «веселый дождь», «хорошая погода для грибов» — это все контексты, из которых мы можем формировать свое отношение к реальности. Имея ограниченную возможность выбирать реальность (например, вызывать или останавливать дождь по своему желанию), мы имеем никем и ничем не ограниченный выбор контекстов, в которых мы эту реальность воспринимаем К сожалению, мы этой возможностью не пользуемся. Обычно человек оперирует контекстами, которые обладают двумя качествами:

  1. Одномерность ( «черно-белые» контексты).
  2. Жесткость (контексты, жестко обусловленные прошлым опытом).

Одномерность контекста означает оценку реальности по шкале «плюс-минус»: плохое-хорошее, правильное-неправильное, светлое-темное, позитивное-негативное, святое-грешное. Поскольку реальность всегда многомерна, использование одномерных контекстов поддерживает конфликты в сознании, поощряет подавление «плохой» (в рамках данного одномерного контекста) части реальности и в конечном счете ведет к все большей фрагментации сознания.

Жесткость контекста означает оценку нового старыми категориями. Это срабатывает, если ситуация не выходит за рамки прошлого опыта. Но если человек встречается с качественно новой реальностью, то попытка использовать жесткий контекст ведет к неспособности интегрировать новый опыт, конфликту с реальностью и замедлению (а впоследствии и прекращению) развития человека.

Альтернатива здесь состоит в выработке умения строить гибкие многомерные контексты, в которых каждая ситуация воспринимается со всех сторон (комфортных и дискомфортных), как способствующая внутреннему развитию, и это восприятие только отчасти основывается на прошлом опыте. То есть гибкий контекст ориентирован на естественное направление развития человека, а не на страх повторить прошлые ошибки.

Пространство Свободного Дыхания дает возможность научиться воспринимать мир в гибких контекстах, причем эта способность формируется также как автоматический навык, проявляемый в любой ситуации, что ускоряет и облегчает внутреннее развитие человека.

Таким образом, существование в пространстве Свободного Дыхания полностью открывает человеку мир чувств, дает возможность выйти далеко за рамки обыденной интенсивности эмоций и ощущений, при этом позволяя безопасно для себя и окружающих их выражать. Человек, живущий в Свободном Дыхании, принимает ситуации со всех сторон, воспринимая ее горести и ее радости, рассматривает ее как возможность сделать шаг на пути внутреннего развития, шаг к Любви и Свободе.

СВОБОДНОЕ ДЫХАНИЕ КАК ОСНОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕХНОЛОГИИ ЭПОХИ ВОДОЛЕЯ.

Идея целостности, каким бы неясным не было ее выражение в прошлом, является центральной для эволюции человечества При внимательном рассмотрении почти любой системы внутреннего развития — религиозной, философской или этической, можно выявить идею обретения целостности как несущий элемент этой системы. Во многих случаях, как например в христианстве, даже когда внешняя — вербализованная — часть системы является полностью дуальной, черно-белой, ее внутренняя — ритуальная -часть все равно направлена на интеграцию и индивидуального и коллективного сознания.

Хотя идея целостности является вечной, технология обретения и поддержания целостности меняется с развитием человечества, и в этих изменениях можно выделить любопытные закономерности. Оказывается плодотворным связать изменения в интегративных ритуалах со сменой Эпох Земли, понимаемых в традиционном астрологическом смысле. При этом следует подчеркнуть, что астрологические термины используются здесь лишь как удобный символический язык, адекватно описывающий происходящие изменения.

Рассмотрим ближайшие к нам Эпохи, стараясь при этом проследить то, как менялись интегративные ритуалы и пути взаимодействия человека с Богом.

Эпоха Овна (около 2000 лет до н.э. — начало н.э., элемент Овна- огонь, огонь — символ Духа). Это эпоха, в которую зародились и сформировались основные религии современного человечества — буддизм, индуизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм — и были написаны многие священные тексты, описывающие пути познания Бога и обретения единства с Ним. Характеристики Овна очень хорошо прослеживаются в текстах и ритуалах этой эпохи. Прежде всего, основой ритуалов эпохи Овна является огонь — огонь используется при жертвоприношениях, обрядах очищения, свадьбах, похоронах и так далее. Основной способ взаимодействия с Богом — как бы «вертикальный», через горение Духа. Особенно много Овенской символики можно найти в Ветхом Завете — пророки пасут овечьи стада, бараны используются для жертвоприношений, Моисей видит бога как горящий куст, и так далее.

Наступает Эпоха Рыб ( начало нашей эры — около 2000 года н.э., элемент Рыб — вода, вода — символ Чувства) и вся картина неожиданно быстро меняется. В Палестине начинает проповедовать Иисус Христос и своих учеников призывает не из пастухов, а из рыбаков. Книги Нового Завета проникнуты символикой Рыб: Иисус ходит по воде, усмиряет волны, кормит толпы людей несколькими рыбами, свое первое чудо в Кане Галилейской он совершает, превращая воду в вино. Любопытно также, что до того, как крест стал символом христианства, эту роль играла рыба. Меняется предлагаемый путь взаимодействия человека с Богом. Вместо пути «вертикального» — пути возгорания Духа, Иисус предлагает путь «горизонтальный» путь, ведущий к Богу через чувство, прежде всего через чувство Любви. Любовь к ближнему, любовь к врагу, любовь к Богу — вот путь эпохи Рыб, который нам предстоит уже пройти до конца. И уже не удивляет то, что ритуалы христианства оказались связанными с водой. Но если крещение через воду неопосредовано, то причастие — основная интегративная технология Эпохи Рыб — использует вино, которое Иисус сотворил из воды в Кане.

Мы живем на стыке Эпох. Те глубокие, часто драматические перемены, которые происходят сейчас на Земле, становится легче понять и принять, если посмотреть на них как на переход от Эпохи Рыб к Эпохе Водолея (элемент — воздух, воздух — символ Разума, Осознания). Опять происходит поиск новых путей, новых технологий, которые лягут в основу жизни человечества на следующие две тысячи лет. Сейчас еще трудно предвидеть детали этих технологий, но одно можно сказать с полной определенностью — они будут основываться на элементе воздуха, на работе с дыханием. И то, что мы уже знаем о Свободном Дыхании, о его интегративной природе, позволяет рассматривать его как ритуал причастия в Эпоху Водолея.

В интегративных техниках Эпохи Водолея появляется одна особенность, которой раньше никогда не было. Находясь в пространстве Свободного Дыхания, человек имеет возможность самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, самостоятельно достигать интеграции, не передавая это основное право нашей жизни другому человеку: жрецу, шаману, священнику — человеку, являющемуся носителем интегративных функций общества. Осознание ответственности за целостность своего сознания и приобретение интегративных навыков -вот основные качества человека в Эпоху Водолея. Эти качества свидетельствуют о переходе человека в новый этап — этап зрелости. При этом сами ритуалы перестают быть мистическими таинствами и становятся массовой технологией. К пути Духа и пути Чувства прибавляется путь, характерный для Эпохи Водолея — путь Разума и Осознания. Во все века рациональный разум рассматривался скорее как препятствие на пути к Богу, чем как помощник. Сейчас ситуация начинает меняться, и многие из тех знаний, которые тысячелетиями были тайной, сейчас стали доступными любому человеку, прочитавшему книгу или пришедшему на семинар.

Необходимо осознавать, что переход от Эпохи к Эпохе меняет именно массовые интегративные технологии, и именно массовые ритуалы основаны на элементах соответствующих Эпох (огонь, вода, воздух). Во всех религиях и у всех народов всегда существовали закрытые священные традиции, которые использовали технологии работы со всеми элементами и гибко варьировали любые пути взаимодействия с Богом. Можно назвать как пример таких традиций суфизм в исламе, дзен-буддизм в буддизме, розенкрейцеров в христианстве, и так далее. Но практика этих традиций никогда не становилась доступной для всех людей. Естественно, что возникают дальнейшие вопросы:

— Как именно можно осознанно работать с дыханием?

— Как соотносятся между собой различные дыхательные техники?

-Является ли Свободное Дыхание единственной технологией Эпохи Водолея?

Ответ на эти вопросы мне хочется начать с изложения следующей идеи. Каждая дыхательная техника является отражением определенного принципа движения к Реальности. Движения, которое всегда означает принятие иллюзорности материального мира. Даже когда этот принцип явно не сформулирован, он все равно определяет структуру соответствующей технологии работы с дыханием. Существует непрерывный спектр принципов движения к Реальности; одним из концов этого спектра является трансцендентной подход, другим — интегративный подход.

Трансцендентный подход (от латинского слова transcendere

— выходить за пределы, проходить сквозь), принимая иллюзорность материального мира, для достижения Реальности считает нежелательным взаимодействие с его структурами. При этом усилия человека концентрируются на прохождении сквозь материальный мир к Реальности и минимальном с ним взаимодействии.

Интегративный подход, принимая иллюзорность нашего мира, подчеркивает факт того, что мы сами выбираем считать его реальным. До тех пор, пока этот выбор реализуется нашим сознанием, интегративный подход предлагает не бороться с иллюзией материального мира (что мы всегда в той или иной степени делаем, порождая фрагментарность сознания), а принять ее полностью, тем самым достигая целостности сознания. При этом усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов и напряжений в своем сознании и путей их интеграции. При достижении целостности иллюзия исчезает сама собой, а человек осознает свое существование в Реальности.

Оба принципа воплощены в нашем дыхании. При внимательном рассмотрении становится заметно, что задержка дыхания активизирует трансцендентные механизмы нашего сознания, отдаляя нас от структур материального мира, а дыхание непрерывное (связное) активизирует интегративные механизмы, полностью погружая нас в поток Жизни. Таким образом можно заключить, что трансцендентный подход, реализуясь на уровне технологии, дает жизнь техникам работы с паузами дыхания. При этом дыхание хорошо структурировано и полностью контролируется сознанием. Такие техники очень широко применяются, например, в йоге и буддизме, идеология которых наполнена трансцендентным подходом. Может быть, самым ярким примером достижения реальности по такому пути является пример Будды. Подчеркивая иллюзорность внешнего мира, Будда не только концентрировал свое внимание на паузе между вдохом и выдохом, но и просветления достиг именно во время такой паузы.

Интегративный подход

— восстановление,

— целое), реализуясь на уровне технологии, создает техники Свободного Дыхания. При этом дыхание становится спонтанным и непрерывным (связным), а сознание не контролирует, а наблюдает структуру дыхания, полностью доверяя ее естественности.

Мне хочется подчеркнуть, что приведенная схема является ни чем иным, как именно схемой, моделью. Реальность, естественно, не вписывается в эту модель, а только описывается ею, и в каждой реально существующей технологии мы можем найти элементы обоих подходов. Тем не менее такое описание вполне оправданно и позволяет прояснить области применения и эффективность различных технологий. Становится понятным, например, что Свободное Дыхание является более социально-оправданой техникой, чем техники, построенные на трансцендентном подходе. В первую очередь потому, что оно не уводит человека от (пусть и иллюзорных) структур материального мира, а повышает его адаптивность и эффективность в каждой конкретной ситуации внутри этих структур. С другой стороны, в некоторых областях человеческой деятельности, как, например, занятиях абстрактной наукой, творчеством или приобретении мистического опыта трансцендентные техники могут быть более эффективными.

Реальное применение изложенных идей для анализа конкретных дыхательных технологий я бы хотел оставить читателям. Но одно качество Свободного Дыхания я бы хотел отметить особо. Как я уже говорил, Эпоха Водолея переносит интегративные ритуалы в разряд массовых технологий. Мне кажется, что трансцендентные техники работы с дыханием никогда не смогут стать именно массовыми технологиями, потому что они не обладают тем качеством независимости, которым обладает Свободное Дыхание. Для полного и безопасного освоения трансцендентных техник необходим постоянный контакт с опытным наставником, что часто затрудняет их массовое освоение. Свободное Дыхание позволяет человеку после краткого начального курса обучения работать полностью самостоятельно. Все вышесказанное и позволяет мне назвать Свободное Дыхание основным (хотя и не единственным) пространством технологий Эпохи Водолея.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Эпоха Водолея только начинается. Техники Свободного Дыхания, зародившись около тридцати лет назад, совершенствуются очень быстро, вбирая в себя новые идеи, соединяясь с родственными методиками, становясь все легче и доступнее для освоения.

Год назад такая статья была бы иной. Через год она была бы совсем иной. Многое из того, о чем я догадываюсь и с чем я сейчас работаю, мне не удалось описать здесь. В частности, отсутствует очень важный раздел: «Трудности и ловушки в Свободном Дыхании». Его мне давно хочется написать, но пока не получается. Без этого раздела картина Свободного Дыхания оказалась несколько идеализированной. Но возможной и вполне реальной.

Запомните — реальной.

Поделись с друзьями!

Получить новые материалы на почту
Другие тексты
  • 2-Test_250na250
  • Turbo_300na300
  • Видео на YouTube

    © 2010-2014, SVOBODA.PRO. Все права защищены.  Политика конфиденциальности