…обратное превращение бедлама в Вифлеем
Властители Северного и Южного океанов часто встречались у Хаоса, Владыки Центра,и всегда весело проводили время. Но у Хаоса не было лица, и тогда Властители океанов в благодарность за его гостеприимство, решили пробуравить в хозяине дырки, чтобы придать ему человеческий облик. Ежедневно они проделывали по одному отверстию, а на седьмой день Хаос умер. (Чжуан-Цзы)
Сергей Всехсвятский
Такой привычный мир вокруг. Но не хватает порядка. Кажется, еще немножечко, еще чуть-чуть, и будет совсем здорово, совсем безопасно — и слабые подчинятся сильным, а сильные будут по-отечески заботится о слабых. Милая, Детская мечта — сделаем улицы городов прямыми, поставим на каждом доме номер, и все будут счастливы.
Такой пугающий мир вокруг.
Самый опасный район Нью-Йорка имеет самые прямые улицы. Вокзалы и аэропорты — месть Природы за попытки человека ее структурировать, выпрямить дороги, сжать пространство. Российский вариант вокзала — хаос нищеты и грязи, отмененных поездов и опаздывающих самолетов. Западный вариант — хаос холодного изобилия, одиночество среди безличной приветливости.
Такой привычный мир внутри. Повторяющиеся мысли и реакции, знакомое тело — синица в руках. Журавлиное курлыканье в трансперсональных небесах почти не слышно. А захочется его послушать — можно сходить в зоопарк, там в каждой клетке — буддийской, христианской, нью-эйджевской — сидит почти живой журавль.
Такой пугающий мир внутри. Во сне вдруг прилетит журавль, или в глазах любимого человека вдруг промелькнет тень улетающей стаи — и сразу уютный мир личности покажется тюрьмой. А то «клюнет прямо в темя» и в душе закричит что-то детским голосом, а тело, прежде столь послушное, взбунтуется и убежит в даль болезни и смерти.
Наше маленькое «я», наша личность жаждет порядка и боится хаоса внутри и вовне. Выход за пределы личности часто приводит к шоку — лучше не смотреть внутрь. Да и наружу лучше не смотреть после всего, что мы сделали с Землей и друг с другом. Для личности остается лишь узкая делянка вспаханной и огороженной земли порядка посреди буйных джунглей жизни, свободных от мотыг. С точки зрения личности эти джунгли и есть чистый хаос. нуждающийся в вспашке и окультуривании.
Области трансперсонального — «заличностного» — привлекают внимание личности. Вызывая сладкий ужас школьника, подсматривающего в замочную скважину. Оккультизм и экстрасенсизм, секты и гороскопы, — джунгли, превращенные в Диснейленд, дешевую подделку Изначального Хаоса.
Но если встать на позицию Природы, потока жизни, то судорожную деятельность личности по созданию и поддержанию 2порядка» нельзя увидеть иначе как хаотической. В великолепных цветочных джунглях жизни человек прорубает все новые просеки, оставляя за собой мертвую землю.
А сама по себе жизнь Природы удивительно гармонична — миллиарды лет разворачивалась она удивительным потоком, материнской любовью вынянчивая, выпестывая человека. В своем детском тщеславии человеческая личность взбунтовалась против того, что она назвала хаосом Природы, решив построить новый порядок. Ужаснувшись результатам, личность решила наконец, вернуться в потерянную гармонию Природы.
Итак, позиции Порядка и Хаоса во Вселенной относительны. Личность настаивает на том, что только привычные для нее области жизни могут называться порядком, и наклеивает на остальную часть ярлык хаоса. В попытках упорядочить реальность личность творит беспорядок, даже отдаленно не напоминающий величественный и гармоничный Хаос Природы. Природа же продолжает раскрываться в своем гармоничном порядке, терпимо и терпеливо, иногда из последних сил, затягивая раны, нанесенные ей хаотичной деятельностью человека.
Также и внутри человеческого сознания природное, глубинное принимает в себя всю боль, причиненную фанатизмом рационального, материалистического отношения к жизни, исцеляя раны личности снами и мифами, видениями и прозрениями.
Пока Порядок и Хаос смотрят друг в друга в зеркале нашей души, не узнавая, не признавая своей глубинной связи и дополнительности, опасаясь и не доверяя друг другу.
Как же можно построить мост между зазеркальями? Как достичь гармонии их в личности? Как научиться наслаждаться цветами хаоса, не высаживая их в клумбы рассудка?
Многие тысячи лет таким мостом для нас является ритуал — парламентер Хаоса на завоеванной и отгороженной рассудком территории сознания. Последние сто лет рассудок возгордился и пленных Хаоса больше не берет; а по белому парламентерскому флагу стреляет без промаха, объявив ритуалы первобытным пережитком, а религию — опиумом для народа. За убийство парламентеров Хаос попросил заплатить цену. В двадцатом веке цена была заплачена. Она оказалась высокой — две мировые войны, концлагеря, фашизм и коммунизм, СПИД и страх.
Заплатив по счетам Хаоса, мы имеем возможность одуматься и снова сесть за ритуальный стол переговоров. На этот раз осознанно — воспринимая Хаос не как смертельную силу, которой надо бояться и подчиняться, не как Старшего брата, против которого надо бунтовать, и не как соперника, которого надо победить.
Хаос может и должен быть воспринят нашей личностью как эволюционный партнер, соратник в построении ритуального пространства жизни — Моста Ритуала.
Что же возникает тогда, когда Мост ритуала построен? Словами Набокова: «…обратное превращение Бедлама в Вифлеем» — восстановление гармонии личности и Природы, персонального и трансперсонального; существование за пределами относительности Порядка и хаоса.
Или по-другому:
О, Венеция, город яви и сна,
город камня воды и неба.
В тебе нет ни прямого
угла и ни одной прямой стены.
Город, где за каналом вдруг
площадь, а за поворотом вдруг
церковь.
Где ничто не повторяется
дважды, но каждой плитой
твоих мостовых
я узнаю — я был здесь всегда, я есть, я буду вечно